erid: 2SDnjeU7TaZ erid: 2SDnjeU7TaZ

Омар Ганиев, DeteAct: В блокчейне взлом может произойти в 1 транзакцию, при этом из контракта будут похищены вообще все средства, а сделать с этим уже практически ничего будет нельзя

Премия «Киберпросвет» 2024
Омар Ганиев, DeteAct: В блокчейне взлом может произойти в 1 транзакцию, при этом из контракта будут похищены вообще все средства, а сделать с этим уже практически ничего будет нельзя
Омар Ганиев, DeteAct: В блокчейне взлом может произойти в 1 транзакцию, при этом из контракта будут похищены вообще все средства, а сделать с этим уже практически ничего будет нельзя
21.03.2024

Криптовалютные операции стали повседневной нормой для огромного количества людей. Омар Ганиев, основатель DeteAct, рассказал порталу Cyber Media об уровне защищенности криптобирж, специфике анализа защищенности проектов в сфере криптовалют и правилах безопасности при работе с ними.

Cyber Media: Рынок крипты часто сравнивают с «традиционным» финансовым сектором. Какие ключевые отличия, с точки зрения ИБ, Вы могли бы выделить?

Омар Ганиев: Технологически следует разделять децентрализованные и централизованные финансы, некастодиальные и кастодиальные сервисы, web3 и web2.

Например, обычные централизованные криптобиржи (CEX) являются кастодиальными, т.е. они работают на обычных серверах, контролируемых конкретной компанией, и они контролируют ключи от криптокошельков.

С точки зрения ИБ такие системы мало чем отличаются от любого финтеха: там есть аккаунты, балансы, используются какие-то классические языки программирования и т. д. Основная специфика – это наличие интеграции с блокчейном, помимо интеграции с процессингом карт или со SWIFT.

Совсем другое дело – децентрализованные финансы или DeFi. Аналог биржи в DeFi – это децентрализованная биржа или DEX.

DEX бывают реализованы в виде смарт-контрактов на блокчейне с каким-нибудь JS-фронтендом. Это принципиально иная парадигма исполнения и совершенно новый технологический стек, а значит, и с точки зрения ИБ здесь есть отличия.

Можно выделить такие важные особенности:

  1. Иммутабельность: средства просто так вернуть нельзя, транзакции отменить без форка всего блокчейна нельзя, а смарт-контракты при этом сложнее обновить, чем обычное веб-приложение, в них изначально заложена идея неизменности, поэтому фактически обновление заключается в замене контракта на новый, при этом все эти изменения видят. Как следствие, к процессу обновления или исправления уязвимостей приходится относиться гораздо аккуратнее.
  2. Атомарность: в блокчейне взлом может произойти в 1 транзакцию, которая попала в него из приватного пула (т.е. почти никто заранее эту транзакцию и не видел), и при этом из контракта похищены вообще все средства, и сделать с этим уже практически ничего нельзя (см. предыдущий пункт). Это сильно отличается от ситуации с банками, из которых практически невозможно похитить все деньги, и само хищение – это длительный многошаговый процесс, который часто можно прервать.
  3. Ценность ИБ: таким образом, цена ошибки в web3 гораздо выше, а кода в смарт-контрактах при этом совсем мало (сотни-тысячи строк), что создаёт возможность провести очень тщательный аудит, что и делают хорошие проекты, вкладывая в это миллионы долларов, поскольку даже 1 упущенная уязвимость может мгновенно полностью обанкротить проект.

Cyber Media: Несколько лет назад много говорилось о том, что блокчейн – это абсолютно безопасная, взломостойкая технология. Насколько это соответствует действительности?

Омар Ганиев: Блокчейн алгоритмически гарантирует некоторые свойства безопасности, но это не означает, что там не могут быть нарушены другие свойства безопасности.

Смарт-контракты – это просто программы, написанные людьми, и там бывают уязвимости. Сами блокчейны тоже работают на узлах, которые являются просто программами, написанными людьми, а значит, сам блокчейн тоже может быть реализован с ошибками и уязвимостями.

Cyber Media: Сейчас также широко обсуждаются, децентрализованные некастодиальные кошельки, считается что получить к ним доступ не может никто, кроме самого владельца. На Ваш взгляд, насколько реально взломать их с помощью программных методов, эксплуатации уязвимостей?

Омар Ганиев: Если скомпрометировать устройство, где хранится ключ, или иным образом получить контроль над кошельком (например, через уязвимости в самом приложении кошелька), то кошелёк будет взломан. Но модель угроз здесь, конечно, совсем иная, нежели с кастодиальными кошельками: вы сами контролируете своё устройство и вольны вообще не подключаться через него в интернет, а физически вы можете его тщательно охранять.

Таким образом, взлом кошелька скорее сводится к социальной инженерии: вряд ли кто-то украдёт ваш Ledger и извлечёт оттуда ключ, и вряд ли кто-то удалённо сделает джейлбрейк вашего айфона, чтоб попасть в Trust Wallet. Зато вы легко можете сами подписать фишинговую транзакцию и отдать деньги.

Cyber Media: С точки зрения анализа защищенности, можете ли Вы выделить какие-то аспекты, которые выделяют проекты, связанные с криптовалютой?

Омар Ганиев: В централизованных приложениях, помимо стандартных уязвимостей, часто встречаются уязвимости, связанные именно с интеграцией с блокчейном, поскольку есть нетривиальные нюансы обработки и отправки платежей. Например, можно сделать частичный платеж, и, если процедура обработки депозитов этого не учитывает, можно похитить средства.

В децентрализованных приложениях, помимо технических уязвимостей кода, большое внимание приходится уделять экономическим аспектам и композиционному анализу протокола: например, что произойдёт, если вдруг обесценится токен USDC, или оракул цен перестанет предоставлять информацию?

При этом низкоуровневые технические уязвимости тоже отличаются от тех, которые приходится искать в классических проектах по анализу защищенности, поскольку среда и парадигма исполнения смарт-контрактов иная.

Cyber Media: На какие критерии стоит ориентироваться пользователю, если он хочет выбрать наиболее защищенную криптобиржу? Какие персональные настройки стоит использовать, каких правил придерживаться?

Омар Ганиев: При работе с криптобиржами правила персональной безопасности мало чем отличаются от цифровой гигиены при работе с интернет-банкингом: использовать уникальный пароль, двухфакторную аутентификацию, внимательно перепроверять адреса, куда и сколько средств переводите и т. д.

Сложнее обстоит дело с некастодиальными кошельками, на которые есть свои методы фишинга.

Следует перепроверять параметры транзакции перед отправкой в блокчейн:

  1. Если вы разрешаете использование ваших токенов, правильному ли контракты вы выдаете approve (см. Ice phishing)?
  2. Правильный ли адрес получателя (проверяйте все символы, а не только первые и последние 4, см. Crypto Clipper и Address poisoning)?
  3. Если вас просят подписать сообщение, убедитесь, понимаете ли вы, зачем это? Это должно быть кастомное сообщение по типу «Да, я принимаю правила сервиса ХХХ», но не специальный набор байт (см. ERC20 Permit Phishing).

erid: 2SDnjdbjuoP erid: 2SDnjdbjuoP
Популярные материалы

Комментарии 0