В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная вызовам на рынке труда в сфере кибербезопасности. Мероприятие прошло в рамках ежегодного международного форума по практической кибербезопасности Positive Hack Days. Эксперты в области рекрутинга, кибербезопасности и разработки из компаний Positive Technologies, R-Vision и Odgers Berndtson Russia обсудили изменения запросов в индустрии. Эти изменения влекут за собой новые тренды в рекрутинге, перспективы развития российского рынка кибербезопасности и новые возможности, которые отечественный бизнес может получить в освобождающихся нишах.
Говоря о том, как изменился рекрутинг в начале 2022 года, партнер Odgers Berndtson Russia, руководитель практики технологии, информации, медиа, развлечений и спорта Ирина Милехина отметила значительную активность на рынке труда среди руководителей высшего уровня: «Происходит большое число кадровых назначений, в том числе в связи с открывающимися возможностями, которые российские компании стараются использовать и занять новые бизнес-ниши, — это позиции на ключевых продуктово-технических направлениях (СТО, СРО, Head of R&D и т.п.), в коммерции и общем управлении. Также мы видим большой спрос на специалистов в корпоративном управлении ИБ — CISO, BISO, директора по внутреннему аудиту и compliance». При этом Ирина Милехина подчеркнула, что в условиях дефицита кадров клиенты остаются бескомпромиссными и требовательными к компетенциям кандидатов.
Одну из ключевых тем дискуссии — уход иностранных вендоров из России — участники обсудили с точки зрения возможностей, открывшихся для российских компаний. Исполнительный директор R-Vision Валерий Богдашов отметил, что уход зарубежных производителей создал очень интересную ситуацию: «Освободился большой объем рынка, причем у компаний есть спрос, а у производителей есть возможность и желание занять освободившиеся ниши, и сделать это надо быстро, — подчеркнул он. — В перспективе игроки должны будут заместить полный спектр решений начиная с инфраструктурного слоя и заканчивая прикладным ПО. Сейчас первая фаза — полное импортозамещение ППО[1], СПО[2], а также ОСПО[3], далее вторая фаза — оборудование. Особо удачное время сейчас для технологий, по которым у российских разработчиков до сегодняшнего дня не было хороших наработок. Рынок уже привык к качественным зарубежным решениям и понимает, какой функционал необходим. С такой четко поставленной задачей будет очень удобно работать. Соответственно, и специалисты по этим направлениям также будут наиболее востребованы».
Управляющий директор департамента исследований и разработки Positive Technologies Алексей Андреев также подчеркнул: сворачивание бизнеса ряда иностранных компаний привело к тому, что возникли ниши, в которых исторически не было российских альтернатив: «В какие-то области никто из российских разработчиков не шел, понимая, что такой поход требует больших инвестиций с далекой перспективой их возврата. Сегодня в ряде таких областей сформировались пустоты: возникла ситуация, при которой обнажился нереализованный спрос, но альтернатив тем или иным решениям не оказалось. Это вызов всем нам: он мотивирует нас, чтобы мы осмелились пойти той дорогой, которая еще вчера казалась не совсем нашей или не совсем привлекательной».
Отвечая на вопрос о дефиците кадров, Алексей Андреев подчеркнул необходимость воспользоваться моментом и пополнить штат высококвалифицированными специалистами: «Сейчас мы можем нанять специалистов, которые работали на ушедшие зарубежные компании, но хотят продолжать жить и работать в России. За последние два месяца мы смогли закрыть позиции, на которые в былые времена искали специалистов по полгода-год и более. Когда, если не сейчас, реализовать эту возможность».
Говоря о конкретных компетенциях, нехватку которых ощущают вендоры ИБ, Алексей Андреев отметил общую тенденцию к нехватке кадров на рынке кибербезопасности: «У нас всегда задач больше, чем людей, особенный дефицит разработчиков высокого класса, способных строить сложную архитектуру, имеющих опыт работы с промышленными системами и построением решений, обеспечивающих высокие нагрузки. Большим спросом пользуются специалисты по data science. Также нельзя забывать про специалистов в области defensive и offensive security — они всегда нужны: все, что мы делаем невозможно без сильной экспертизы, которую мы переносим в наши продукты».
Говоря о развитии ИБ, Алексей Андреев выделил тренд на развитие технологий автоматизации кибербезопасности на всех стадиях деятельности служб ИБ для уменьшения привлечения внимания экспертов и, более того, автоматической работы средств защиты, когда система сама выполняет задачи мониторинга, обнаружения и реагирования. Другой тенденцией, по мнению эксперта, стали повышающиеся требования к результативности ИБ.
Со своей стороны, Ирина Милехина отметила особый дефицит на рынке труда R&D-специалистов, подчеркнув, что скорость закрытия таких вакансий увеличилась: «Мы наблюдали этот дефицит последние 3 года – когда конкуренция разворачивалась между локальными ИБ и ИТ компаниями, digital-cервисами из разных сегментов (fintech, edtech, transport, entertainment), а также корпоративными ИТ/digital подразделениями крупных компаний традиционных индустрий, которые активно наращивали компетенцию внутренней разработки». Эксперт также добавила, что последние три месяца усугубили ситуацию в связи с отъездом многих высокоуровневых руководителей и удлинили процесс принятия решений на стороне кандидатов.
Отвечая на вопрос о том, как и в каких форматах можно поддержать сотрудников ИТ-компаний сейчас, директор по персоналу Positive Technologies Евгения Гулина отметила, что в целом ситуация кардинально не поменялась: «Мы продолжаем делать то, что делали всегда. Создавать прорывную стратегию, в которой есть интересные задачи для каждого. Внимательно работать с сотрудниками. Руководители и HR-партнеры регулярно общаются с командами и понимают настроения людей. Мы проводим встречи сотрудников с топ-менеджерами и рассказываем о новостях бизнеса, открыто отвечаем на вопросы». Она также добавила, что компания активно нанимает сотрудников и с начала года приняла уже 130 человек — обычно так выглядит рост за год: «По нашим данным, люди стали быстрее и легче соглашаться на предложения. Количество отказов сократилось вдвое. На данный момент стало меньше конкурентных предложений с привлекательными условиями, интересными задачами и возможностями переезда».
Рассуждая на тему возможных перемен на рынке рекрутинга к концу года, Ирина Милехина спрогнозировала частичное возвращение в IV квартале тех работников, которые уехали в марте. Среди причин она назвала глобальную конкуренцию за рабочие места, возможные трудности языкового и кросс-культурного взаимодействия, а также стремление иностранных коллег в сфере рекрутинга избежать дополнительных согласований, связанных с кандидатами из РФ.
Участники также обсудили вопросы образования в сфере ИБ, сложившуюся практику стажировок в российских компаниях, занимающихся ИБ, которая во многом помогает вырастить специалистов не только для себя, но и для отрасли в целом.
[1] Прикладное программное обеспечение.
[2] Свободное программное обеспечение.
[3] Окружающее и сопутствующее программное обеспечение.
Нажимая на кнопку, я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки.
Зарегистрироваться