Сбер вышел из своей экосистемы для защиты сервисов от санкций

20.05.2022
Сбер вышел из своей экосистемы для защиты сервисов от санкций

17 мая Сбербанк вышел из ряда крупных непрофильных активов, составляющих основу его экосистемы: стримминговых сервисов «Звук», Okko, «Okko Спорт», поставщика облачных услуг SberCloud, оператора кассового оборудования «Эвотор» и ЦРТ (ранее «Центр речевых технологий»). Владельцем активов стало АО «Новые возможности». 

В рамках актуализации стратегии Сбербанк пересматривает свое акционерное участие в ряде активов, пояснили “Коммерсанту”  в его пресс-службе: «"Сбер" не является акционером компаний Okko, "Звук", SberCloud, "Эвотор" и ЦРТ. Сделка совершена на рыночных условиях». Практически дословно такие же комментарии дали в ЦРТ и Okko. В ЦРТ и Okko уточнили, что «Сбер» сохраняет партнерские отношения с компаниями и продолжит «реализацию совместных маркетинговых и операционных активностей».

По данным «СПАРК-Интерфакс», АО «Новые возможности» учреждено 24 марта 2022 года с уставным капиталом 10 тыс. руб. и уставным видом деятельности «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Возглавляет компанию Ирина Реброва, 100% акций принадлежат Татьяне Портных.

После начала военных действий на Украине ряд крупных российских банков попали под санкции США. Сбербанк оказался в SDN-листе 6 апреля. Санкции предполагают заморозку активов в США, а также запрет на взаимодействие с американскими лицами. Компании и банки, попавшие в черный список, часто продают свои доли в активах, для которых важны западные партнеры или технологии. Например, ВТБ продал долю в интеграторе Т1.

В экосистему Сбербанка прежде входило около 40 компаний, в том числе сервисы по покупке и доставке продуктов, развлечения и мультимедиа, каршеринг, такси, облачные сервисы, виртуальные ассистенты и так далее. Как отмечал ЦБ в докладе «Экосистемы: подходы к регулированию», «Сбер» «занимает доминирующее положение в российской банковской системе, обслуживая более половины всех клиентов — физических и юридических лиц (доля по количеству их счетов составляет 56%), контролируя порядка 65% активных платежных карт и более 70% оборота торгового эквайринга и P2P-переводов». При этом банк разворачивал экосистему в основном через владение сервисами или долями в них.

Стратегии других крупных банков иные. Так, ВТБ строит экосистему на основе цифровых партнерств, которые предполагают сотрудничество в формате white label. Тинькофф-банк был сосредоточен на лайфстайл-услугах, которые включают анализ личных трат, получение бонусов, бронирование путешествий и ресторанов, покупку билетов, шопинг и др. В приложении банка доступны как сервисы банка, так и сервисы партнеров.

«Сделка, вероятно, нужна исключительно для обхода санкций, потому что компания, которой продаются активы,—непонятная новая структура с небольшим уставным капиталом»,— отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По его мнению, в будущем активы могут вернуться в банк. Санкционные риски для самого ООО «Новые возможности» по итогам сделки могут возникнуть, только если информация о связях этого ООО со Сбербанком появится в ведущей прессе США и будет замечена Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC), считает руководитель практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Сергей Гландин.

Популярные материалы