С усилением участия технологий в бизнесе, растут и возможности для атаки. Ущерб российских компаний от кибератак в 2021 году составил 116 млрд рублей. В 2022 их объем увеличился в восемь раз. В 2023 скандалы об утечках стали заметны даже обывателям.
Руководитель проектов по анализу защищенности компании Awillix, Игорь Ландырев назвал Cyber Media три основные проблемы кибербезопасности, с которыми, по его мнению, сталкиваются российские компании в 2023 году.
Сократилось количество проверенных средств защиты информации из-за невозможности использовать зарубежные решения. На смену пришли не слишком надежные и довольно сырые продукты. Из-за ухода крупных игроков с российского ИТ-рынка мы остались с набором средств защиты, которые пока, не соответствуют лучшим практикам. Конечно, есть хорошие отечественные разработки, которые конкурируют с мировыми лидерами, но по ряду направлений их не представлено.
Миграция в некоторых случаях напрямую невозможна. Полностью вымирает функционал, который предоставлялся зарубежными вендорами, например, у нас нет достойного отечественного продукта для защиты контейнерных сред. И так во многих сферах ИБ и во многих продуктах.
Сопряженная с этим проблема — специалисты в основном не умеют работать с новыми средствами. Эти средства не обладают интуитивно понятными интерфейсами, что делает их еще дороже во внедрении и обслуживании. Функционалу не хватает гибкости для расширения пользовательской аудитории.
В сфере информационной безопасности сейчас больше людей на менеджерских должностях, нежели людей технически подкованных, способных что-то сделать вручную. Многие покинули страну и сменили работу. Но есть тренд на появление новых толковых технических специалистов.
Кадровый дефицит легче всего иллюстрирует ситуация с пентестерами (специалистами по тестированию на проникновение). Лидеры отрасли оценивают количество опытных специалистов в 300 человек в стране, просто сертифицированных специалистов всего в 560, а если считать со всеми фрилансерами разной квалификации, то около 10 000. При населении в 146 млн человек это очень мало.
При таком невыразимом дефиците кадров, многократном росте хакерских атак на бизнес и государство и сложностях с санкционным софтом, которого все в одночасье лишились, индустрии очень сложно.
Сейчас хакеры эксплуатируют старые и новые уязвимости во внешних продуктах, инфраструктурных решениях и в операционных системах. Многие специалисты не сталкивались на практике с теми угрозами, от которых выстраивали защиту. Теперь все возможные риски стали повседневной реальностью. Нагрузка перешла с превентивных мер на средства мониторинга. Изменилось требования к экспертизе и оперативности действий специалистов. Например, много маркеров со средств защиты переложили на мониторинг SOC (операционный центр безопасности).
Мало, кто из специалистов со стороны ИБ может грамотно обосновать затраты на безопасность руководителям, нужно готовить серьезную аргументацию с оценками рисков. В большинстве своем компании начинают беспокоиться об информационной безопасности только после прецедента взлома. Даже после громких скандалов об утечках данных клиентов, крупнейшие компании не слишком стараются это исправить и прецеденты повторяются вновь. Закон об оборотных штрафах за утечки пока не вступил в силу и для корпораций наказание за утечку — это копейки.
Главная проблема — неосознанность бизнеса и безнаказанность за утечки данных клиентов. Штраф в две тысячи рублей это смешно, компаниям проще заплатить его, чем тратить миллионы на усовершенствование своей системы информационной безопасности.
Владельцы бизнеса мыслят категориями денег и прибыли, в этой связи ИБ — это траты. Отношение к ИБ изначально негативное, просто потому что заставляет их тратить деньги, которые никогда не приведут к возврату инвестиций. Дилемма, постоянно возникающая перед бизнесом: инвестировать в снижение риска потери денег, или в увеличение прибыли, но с возможной опасностью.
Оценить абсолютно все возможные риски невозможно даже теоретически. Злоумышленники находятся в постоянном поиске новых способов атаки, и то, что вчера считалось безопасным — завтра может оказаться угрозой. Следует сосредоточиться только на тех рисках, из-за которых компания понесет максимальные потери. И оценить, сколько ресурсов требуется, чтобы нейтрализовать каждую из этих угроз. Это позволит рассчитать плечо инвестирования — соотношение рисков к затратам.
Нажимая на кнопку, я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки.