Об изменениях на рынке отечественного системного софта и особенностях разработки операционных систем в текущих условиях рассказал Cyber Media в рамках OS DAY 2022 директор департамента разработки ОС и сервисов компании «Открытая Мобильная Платформа» Роман Аляутдин.
Cyber Media: Как изменился спрос на ваши продукты после конца февраля?
Роман Аляутдин: Миссия нашей компании — обеспечить российский бизнес, российские предприятия системным софтом отечественного производства. Мы уже 6 лет занимаемся разработкой и продвижением платформы Аврора, которая позволяет строить доверенную мобильную инфраструктуру. Для нас это направление развития не изменилось. Ну а чтобы говорить о росте спроса в цифрах, должно пройти чуть больше времени, потому что у бизнеса более длинный цикл закупок, они не могут по щелчку изменить используемые ранее решения. Но совершенно точно можно сказать, что изменилось восприятие наших продуктов: если раньше было очень маленькое количество (в основном, государственных) заказчиков, которые понимали зависимость от зарубежных решений; то сейчас весь крупный бизнес четко понимает риски, связанные с их использованием, и готов на техническом уровне обсуждать не просто необходимость, а уже детали внедрения. Теперь многие компании более конструктивно подходят к проектированию ИБ и бизнес-процессов, основанных на мобильности.
Cyber Media: У вас, получается, чисто российская разработка операционной системы, это не Linux?
Роман Аляутдин: Мы — российский центр разработки, вся разработка Авроры происходит на территории РФ в трёх офисах в Москве, Санкт-Петербурге и Иннополисе. У нас внутри используется много открытых компонентов, в том числе ядро Linux.
Cyber Media: То есть, вы на нём работаете, получается?
Роман Аляутдин: Да, на ядре Linux, как и операционная система Android. Почему? Потому что Linux — это очень крупный международный опенсорсный проект, который не принадлежит ни одной компании: в нём участвуют тысячи программистов со всего мира. Ядро Linux является сейчас де-факто стандартом к серверной технике, встраиваемой технике и мобильной технике (если мы говорим об ОС Android и ОС Аврора).
Сейчас сделать ядро класса Linux не берётся ни одна компания в мире, потому что это очень дорого и долго, и ни одна компания, ни одна страна (даже такая крупная как Китай), не сможет сделать это в одиночку. Поэтому наши российские операционные системы (Astra Linux, ALT Linux, Аврора) все основаны на ядре Linux, и никаких других перспектив нет — это просто не нужно; тут главное — иметь пул инженеров, которые готовы это поддерживать и развивать.
У нас также внутри операционной системы есть закрытые компоненты, то есть мы не полностью опенсорсная, не полностью открытая ОС. Мы — комбинация: у нас около тысячи пакетов в операционной системе, часть из них открытая, часть — закрытая. Например, мы, конечно же, используем открытые компиляторы. Android и iOS точно так же не делают своих компиляторов, инвестируя в открытые проекты.
Cyber Media: Про использование Linux. Нет риска что что-то может произойти примерно, как когда западные вендоры ушли с рынка и кто-то получил кирпичи?«Чем хорош Linux: весь исходный код находится у вас на руках. Если у вас есть инженеры, которые могут развивать его и понимают, что в нём происходит, то вы огорожены от риска технологической зависимости».
Роман Аляутдин: Нет, такого риска нет. Опасность западных вендоров была в том, что у них были закрытые решения: у вас нет исходного кода и нет компетенций его поддерживать и развивать. Чем хорош Linux: весь исходный код находится у вас на руках. Если у вас есть инженеры, которые могут развивать его и понимают, что в нём происходит, то вы огорожены от этих рисков.
Не надо бояться опенсорс-компонентов, это и с точки зрения лицензии, и с точки зрения защищённости — хорошее решение; но надо бояться не иметь экспертов, которые могут это дело разрабатывать, развивать.
Cyber Media: А можете рассказать про текущие угрозы, опасности, с чем сталкиваются ваши потенциальные или текущие клиенты?
Роман Аляутдин: Очень важно понимать, что использование мобильной техники в бизнесе — это не только сам телефон и не только сама операционная система, это ещё и сервисы, например push-сервис, когда уведомления приходят через push-нотификацию. Используя Android, вы используете сервис, который держит Google (Firebase). Если ваш бизнес и ваше приложение завязаны на этом сервисе, у вас есть технологическая зависимость. Именно это испытали подвергнутые ограничениям банки и прочие компании: им выключили эти сервисы.
Мы изначально сделали так, что платформа Аврора полностью отчуждаемо разворачивается внутри компании или предприятия, в том числе и push-сервис. Например, заказчик — нефтегазовая компания; она может на своих серверах развернуть и ПО для обновлений флота устройств, и ПО для push-уведомлений. Таким образом, они себе строят собственную мобильную инфраструктуру. Наверное, это можно назвать самым большим конкурентным преимуществом, потому что, если вы пытаетесь внедрить мобильную технику на Android или на iOS в ваш процесс, вы так или иначе завязаны на глобальные сервисы. А с нами вы не только на нас не завязаны, вы просто у себя на сервере это разворачиваете — никто не узнает конфиденциальных данных вашей компании, и нам это неинтересно, мы на этом не зарабатываем.
Cyber Media: То есть главный риск в том, что какие-то сервисы (из-за того, что они не российские) просто в один день могут отключить?
Роман Аляутдин: Да, второй риск — поставки: могут юридически ограничить поставку в нефтегаз, допустим, устройств на системе Android. Есть риски информационной безопасности внутри, потому что понятно, что российская компания, находящаяся в российской юрисдикции, и проходящая валидацию у регуляторов — более надёжное решение, чем поставленное железо из Китая с американской операционной системой.
Cyber Media: Есть ли у вас какие-то прогнозы на ближайший год, два, может быть, пять по развитию рынка информационной безопасности в вашем направлении?
Роман Аляутдин: Скажу про наши продукты. Я думаю, что в связи с расширяющимся интересом к нашей операционной системе у нас произойдёт некая акселерация функционала, потому что, понятно: разные бизнесы, разные сферы — все хотят чего-то большего, и это создаст тягу ещё большего ускорения развития операционной системы. Думаю, примерно такие же вещи будут испытывать наши коллеги, конкуренты, партнёрские компании. Потребность рынка будет заставлять их бежать ещё быстрее и быстрее удовлетворять те ниши, которые теперь освободились и которые нужно занимать. Возможно, будут созданы новые ниши, которые просто раньше не воспринимались, а теперь появятся.
Я думаю, что сейчас будет больше спроса на наши технологии, но мы это хорошо понимаем, и у нас есть хорошая команда (это не только инженеры, это тестировщики, продуктовые менеджеры, команда релиз-менеджеров). Производство большого комплексного софта — это сложно, но мы надеемся, что будем успевать удовлетворять возросшую потребность.
Нажимая на кнопку, я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки.
Зарегистрироваться