Руководитель отдела
оперирования EdgeЦентр
Трудно и долго мы принимали мысль об уходе Microsoft из РФ, однако рано или поздно должен был настать тот момент, когда российские пользователи взглянули бы реальности в лицо. Лицензии на продукты этой компании заканчиваются, оплачивать их продление или покупку новых — невозможно. В соответствии с западными санкциями останавливается запуск новых решений, продажа сервисов, отключаются облачные услуги и многое другое. Одна из основных проблем в том, что большинство российских пользователей привязаны к Windows. Очевидно, что нам всем необходимо менять привычные условия работы, при том делать это в сжатые сроки и не в самых понятных условиях. Рассказываем, какие пути адаптации есть сегодня.
Отрицание, гнев, торг, депрессия и… наконец, принятие. Все эти знакомые стадии приходится проживать компаниям в условиях глобального импортозамещения. Кто-то застревает на первых ступенях — и оказывается ни с чем. Другие, в итоге свыкшись с реальностью, ищут свои пути решения ситуации. По данным Forbes, на сегодняшний день, даже в условиях ухода Microsoft, его продукцией все еще пользуются от 70 до 90% российских корпоративных клиентов. При том более 90% частных потребителей продолжают «сидеть» на пиратских копиях или пользоваться старыми лицензиями. Главная проблема, что если даже продукты продолжают работать, отсутствие доступа к их обновлениям и обслуживанию практически сводят к нулю их функциональность. Даже те пользователи, которые официально купили гарантию, лишились ее — несмотря на то, что срок ее действия еще не истек.
Временным решением может стать маскировка своих IP-адресов и шифрование данных, в результате чего пользователи, не имеющие разрешения на доступ к определенным данным, смогут их получить. Так, на том же сайте вендора можно скачать дистрибутивы и у частных лиц купить к ним ключи. Откуда они у них — вопрос другой, но на какое-то время это даст вам возможность продолжать работать с привычными программами, которые не завязаны на облачные решения. Microsoft за это вам уже ничего не предъявит, однако вы должны понимать все последствия того, что вы пользуетесь не лицензионным продуктом: начиная от его функционала, заканчивая уязвимостью. Такой вариант, конечно, вряд ли подойдет для крупных компаний, привыкших к работе с лицензионным ПО, но средний и малый бизнес вполне спокойно примет пиратский софт.
Точно так же — кто-то прибегает к «параллельному» импорту и закупает софт с помощью сторонних лиц. Как минимум, тут встает вопрос цены. Как максимум — тех же гарантий, которые в условиях покупки продукта через посредника могут функционировать или не в полном объеме, или отсутствовать вовсе. Приобретая продукт через третьи страны, пользователь всегда должен понимать, что ПО может попросту не встать на российский компьютер.
Вариант третий — отказаться от проприетарного ПО в пользу Open Source. Самые очевидные преимущества — бесплатная лицензия и доступность. Исходный код открыт, любой может скачать его, доработать, установить и запустить на своем компьютере или сервере. На крупнейшей в мире платформе для хранения и совместной разработки проектов GitHub насчитываются тысячи миллионов (!) программ, и, по данным самого ресурса, 93% разработчиков мира используют его для создания и развертывания программного обеспечения. Сегодня там можно найти достаточное число аналогов продукции Microsoft, начиная с самой операционной системы. Очевидно, что массово переходить на Linux готовы далеко не все. Но часто основная преграда - всего лишь личный консерватизм. В конечном итоге, человек ко всему привыкает. Замену привычным сервисам в Open Source можно найти практически в любой категории софта. Среди наиболее известных продуктов с открытым исходным кодом можно назвать WordPress, OpenOffice, GIMP, Mozilla Firefox.
Безусловно, у этого решения есть и свои минусы. Несмотря на бесплатное распространение таких приложений, кому-то предстоит обслуживать это ПО. Компаниям, не имеющим ИТ-профиль, зачастую сложно справиться с этим самостоятельно, что влечет трату дополнительных средств. Еще один нюанс — у некоторого софта с открытым кодом стоит запрет на создание коммерческого продукта на его базе - стоит внимательно разобраться в лицензии.
Вопрос с безопасностью продуктов Open Source — палка о двух концах. Доступность — это и выше риски, и надежнее контроль. Хороший пример: два года назад одним разработчиком была исправлена популярная библиотека node-ipc: у пользователей из России или Белоруссии программа автоматически начинала уничтожать содержимое всех файлов, до которых она могла добраться. Однако — вредоносная версия была оперативно обновлена другим разработчиком, а прежняя версия удалена администрацией GitHub. Сообщество самостоятельно следит, чтобы вредоносный код не попадал в программы под видом улучшений.
Казалось бы — вариант неплохой. Но тут встает следующий вопрос — тот же самый GitHub принадлежит Microsoft. В любой момент доступ к нему так же может быть перекрыт. В нашей стране ведется работа по созданию похожей платформы — национального репозитория, но пока релевантного аналога всё ещё нет.
Выходом могут стать локальные репозитории. Особенно актуально это может быть для крупных пользователей с большим количеством серверов — когда изначально основные пакеты можно забрать себе, а далее распределять по усмотрению между своими мощностями. Компания может воспользоваться скаченным ПО, независимо от того, закрыт ли доступ к исходному продукту или нет. Sonatype Nexus — платформа, с помощью которой как раз можно проксировать, хранить и управлять зависимостями у скаченных данных, а также далее распространять свое программное обеспечение. Справится ли с этим организация, не имеющая ИТ-направление? Без сторонней помощи — вряд ли. Так что, снова прибавьте пункт в свои расходы.
Все эти варианты, какими бы подходящими на первый взгляд они ни выглядели, с каждым днем будет сложнее и сложнее реализовать на территории России. Согласно указу Президента, с 1 января 2025 года в РФ органам государственной власти и заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры. Нет никаких гарантий, что через некоторое время это правило не распространится на все компании на территории РФ.
Логичный выход — оперативный переход на импортонезависимые аналоги, что, в свою очередь, должно дать импульс развития российским программно-аппаратным комплексам и облачным решениям. Конечно переход будет сопровождаться определенными сложностями: пользователям придется привыкать к новым интерфейсам приложений и ОС, перестраивать бизнес-процессы, а ИТ-специалистам — выстраивать новую инфраструктуру российских решений. Существуют и вопросы совместимости форматов файлов приложений Microsoft с отечественными решениями, например — отсутствие у последних самого распространенного шрифта Times New Roman. Реализация таких проектов, безусловно, требует времени. Однако в переходе на отечественное ПО есть и неоспоримый плюс — это поддержка, которая особенно важна для корпоративных пользователей. В отличие от западных поставщиков, российские разработчики готовы представить помощь, обучение и сопровождение.
Во многих компаниях, особенно в госсекторе, переход на отечественный софт идет уже не первый год. На сегодняшний день в Реестре российского программного обеспечения уже зарегистрировано порядка семнадцати тысяч решений от более чем шести тысяч компаний. В числе уже внедряемых российских сертифицированных операционных систем можно назвать продукты Муром и РОСА. Так же существуют Astra, Альт, Ред ОС. Время диктует свои правила — импортозамещение идет полных ходом. Так или иначе нам придется принять это. А вероятно, и принять самим участие в этом процессе.
Нажимая на кнопку, я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки.
Зарегистрироваться