В России за нарушение неприкосновенности частной жизни чаще штрафуют

22.12.2021
В России за нарушение неприкосновенности частной жизни чаще штрафуют

Экспертно-аналитический центр ГК InfoWatch выпустил отчет, посвященный исследованию судебной практики по статьям, входящим в 19 Главу УК РФ и  касающимся нарушений неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), а также нарушений тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (статья 138 УК РФ), информирует IKSMEDIA.

В круг исследования вошли уголовные дела, связанные с преступлениями против конституционных прав и свобод граждан и рассмотренные в 2019-2020 годах судами первой инстанции. В исследовании также приведены результаты анализа легитимности доступа к информационным ресурсам со стороны осужденных из числа должностных лиц. Выборка судебных дел основана на данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Так, за анализируемый период было обнаружено 262 записи о делах по статье 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» в 2019 году, и 215 записей – в 2020 году.  По статье 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» за 2019 год обнаружено 72 записи о делах, и 85 записей - за 2020 год. При этом по статье 137 УК РФ почти все дела – более 96% - касаются деяний, совершенных частными лицами (часть 1 статьи 137 УК РФ).

В 2020 году количество дел по статье 137 УК РФ, рассмотренных судами первой инстанции, сократилось почти на 18% по сравнению с 2019 годом, по статье 138 УК РФ количество дел возросло на 18%.

Исследование судебной практики по статье 137 УК РФ показало, что 50,3% дел,  рассмотренных судами, завершалось обвинительными приговорами, 38,4% дел были прекращены по различным причинам (ходатайство следователя, примирение с потерпевшим и др.). В остальных случаях (11,3%) выносились решения о передаче дел по подсудности (подведомственности), о возвращении дел прокурорам (руководителям следственных органов), также выходили постановления о применении принудительных мер медицинского характера в отношении подсудимых.

Типичное деяние, по которому судят обвиняемых по части 1 статьи 137 УК РФ - это компрометация ревнивыми партнерами  переписки (как правило, в мессенджерах или в соцсетях) или выставление на всеобщее обозрение (обычно в соцсетях) интимных фотографий пострадавшего лица. Самой распространённой мерой наказания по данной статье является штраф -  45% случаев. В большинстве случаев размер штрафа не превышает 30 тысяч рублей.

Также было обнаружено три приговора с реальными сроками. По словам руководителя направления аналитики и спецпроектов  ГК InfoWatch Андрея Арсентьева, «как правило, реальные сроки суд назначает за умышленное разглашение очень важной, критичной для пострадавшего информации. Самое суровое наказание среди найденных случаев – 1 год тюремного заключения по части 2 статьи 137 УК РФ. Наше исследование касается  приговоров только по статье 137 УК РФ (части 1 и 2). В случае, когда обвиняемому лицу (группе лиц) было предъявлено обвинение еще по одной или нескольким статьям, то назначенные по этим статьям наказания в расчет не принимались. Этот же принцип был выбран и при исследовании судебной практики по статье 138 УК РФ».

Более 70% дел по статье 138 УК РФ связаны с преступлениями, которые совершили должностные лица (часть 2 статьи 138 УК РФ). В 75% случаев должностные лица, осужденные по части 2 статьи 137 УК РФ, использовали легитимный доступ к информации, которую разгласили или передали. Чаще всего при компрометации сведений о частной жизни должностные лица использовали мессенджеры - 50% случаев, также были случаи слива данных посредством электронной почты, цифровых носителей, распечатки на принтере. В одном из судебных документов говорится об устном разглашении информации о частной жизни, совершенном лицом с использованием своего служебного положения.

Среди материалов, найденных в ГАС «Правосудие», по результатам рассмотрения уголовных дел по статье 138 УК РФ судами первой инстанции - 60,5% дел касались обвинений только по одной этой статье. Еще 39,5% дел по статье 138 УК РФ были сопряжены с обвинениями по другим статьям – чаще всего это статья 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Типичные приговоры по обвинению в части 1 статьи 138 УК РФ связаны со случаями, когда физическое лицо нарушает тайну переписки кого-то из своих знакомых, а также модифицирует и блокирует информацию. Основная часть приговоров по ч.2 статьи 138 УК РФ связана с уголовными делами, заведенными на менеджеров телекоммуникационных компаний (операторов связи), которые передавали или незаконно просматривали данные абонентов (сведения о телефонных соединениях и другие данные, которые защищены Законом).

По итогам рассмотрения более 40% дел суды выносили приговоры, примерно в 47% случаев уголовные дела были прекращены (по ходатайству следователей, в связи с примирением сторон и т.д.), более 12% рассмотрений привели к таким решениям, как возвращение дела следственному органу, передача по подсудности и др. Самое строгое наказание, назначенное по части 1 статьи 138 УК РФ, - 4 месяца исправительных работ. Чаще всего судьи принимали решения о назначении осужденным условных сроков (38,9% случаев), далее по частоте идут обязательные работы  - 30,5%, штрафы - 19,5%.

Исследование судебной практики, связанной с делами по статьям 137 и 138 УК РФ, показало, что примерно половина всех дел прекращаются по таким основаниям как примирение сторон, ходатайство следствия и т.д. И лишь менее 40% дел по статье 137 УК РФ и чуть более 40% дел по статье 138 УК РФ завершаются приговорами. «В своих последних отчетах мы пришли к выводу, что основным каналом передачи конфиденциальной информации для внутренних нарушителей становятся сервисы мгновенных сообщений - мессенджеры. Это нашло подтверждение и в исследовании судебной практики. Таким образом, контроль мобильных устройств и мессенджеров – это чрезвычайно серьезная проблема для многих компаний. Во многом решить ее можно только с помощью средств управления парком корпоративных мобильных устройств и путем внедрения DLP-систем, которые могут подавать сигнал офицеру безопасности в случае фотографирования экрана монитора и блокировать попытки передачи конфиденциальной информации по мессенджерам и другим каналам», - резюмирует Андрей Арсентьев.

Популярные материалы